Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Таким образом, тема нашей курсовой работы является актуальной. Сложившиеся в последнее время ситуации в нашей стране (экономический кризис, межэтнические конфликты, нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.
Семья - это важнейшая и неотъемлемая часть нашей жизни. Мы рождаемся и первая наша социализация проходит именно в семье. По мере взросления, ребёнок растет и развивается и его родные и близкие всегда рядом и поддерживают его. Хорошие отношения с родителями могут о многом сказать, значит ребенок любим в окружении близких.
В дальнейшем у ребенка могут появится братья или сестры. И тут родителям важно не нарушить доверительный контакт со старшим ребенком, чтобы в дальнейшем не испортить отношения ни между родителями и старшим ребенка и не вызвать у него отторжение к младшему.
В процессе взросления детей, они начинают постепенно оказывать влияние друг на друга: общаться, играть, ругаться и все это влияет на обоих детей и на их отношения в дальнейшем, это может бытовые не сразу и не так заметно по началу. Как раз именно эта тема меня очень заинтересовала.
Одной из основных отрицательных последствий изменений семейных отношений при адаптации к социальным переменам очень многие исследователи (О.В. Баскаева, С.С. Бирюкова, Е.А. Бурмистрова, П.С. Гуревич, О.Л. Зверева, И.П. Клемантовичи др.) признают именно нарушение характера детско-родительских отношений.
Объект исследования определили как взаимоотношения родителей и детей в семье.
Предмет исследования: условия позитивных взаимоотношений в семье.
Цель исследования – рассмотреть влияние взаимоотношений между детьми в семье на их личностные характеристики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие семьи, предмет семьи, функции семьи;
рассмотреть структуру семьи;
определить детско-родительские отношения;
дать характеристику ДРО;
изучить проблемы ДРО;
рассмотреть отношения между детьми в семье ;
определить типы взаимоотношений детей в семье;
выявить проблемы взаимоотношений детей в семье;
рассмотреть ревность и конкуренцию между детьми в семье;
изучить понятие сиблинговых отношений;
определить порядок рождения детей и как это влияет на их будущее.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации в выяснении взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами ребенка.
Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений; в установлении детерминанты негативных отношений в семье.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Семья и детско-родительские отношения
1.1. Понятие семьи, предмет семьи, функции семьи
По словам А.И. Антонова согласно поговорке, семья - это небольшая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, и ее члены связаны общей жизнью, взаимной ответственностью и эмоциональной близостью. Брак понимается как исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, признанная и регулируемая обществом, которая порождает взаимные обязательства и ответственность перед детьми [15, с.47].
Е.И. Холостова считает, что «семья - это социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, большая часть которых осуществляется в повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, уход на дому, важная часть образования и медицинских услуг, особенно связанных с детьми и пожилой» [5, с.65].
Представители российской психологии обратились к изучению этого вопроса только в конце ХХ века. Отечественные ученые, в том числе Т.Н. Андреева, Л.Л. Баландина, Е.А. Силина, Т.А. Думитрашку, Т.К. Карацуба. Считается, что дети растут в специфической среде, которая появляется в семье, в зависимости от их типа, с различными личностными и поведенческими характеристиками. Другими словами, существуют различия в определенных чертах личности между единственными детьми и детьми, у которых есть братья и сестры. Отечественные исследования показали, что дети из многодетных семей характеризуются меньшей пластичностью, они меньше ориентируются в неопределенных ситуациях и чаще проявляют конформизм, а не самостоятельность. Дети из маленьких и многодетных семей более одержимы достижением своих целей, эмоциональны, лучше сотрудничают с другими детьми и проявляют больше уважения к своим родителям [17, с. 44].
Г.Т. Хоментаускас изучал проблему личности детей в семье единственных детей. Он описал конкретную ситуацию положения единственных детей и определил их специфические личностные черты. По его мнению, специфический статус единственного ребенка заключается в длительном общении между ребенком и взрослым, что приводит к проявлению эгоцентризма, чувства ценности, уникальности личности и завышенной самооценки. Поскольку ребенок был лишен общения со своими сверстниками в семье, он был вынужден искать его вне семьи с другими детьми [3, с.63].
Потому что Карацуба тоже изучал психологические особенности только детей. Согласно результатам ее исследований, доказано, что у них более низкая сила личности и чаще наблюдаются истерики и хиппи. Поведение только детей более естественно и непринужденно, и они непосредственно проявляют эмоциональные реакции, поэтому их этичность снижается.
T.A.Думитрашку изучал влияние размера семьи на экстраверсию-интроверсию и уровни невротизма детей, выросших в ней. Она выявила, что нет никакой разницы в степени экстраверсии между детьми из многодетных семей. Уровень невротизма у детей из многодетных семей несколько ниже, чем у одиноких семей [11, с.14].
Так как термин «семья» присутствует ещё и на законодательном уровне, то к признакам семьи относится также общее имущество и общие нематериальные блага (например, права семьи).
Тип семьи. Из-за непрерывных изменений в обществе меняются признаки и типы семей. Роли в семье меняются, а также модели поведения и роли партнеров и родителей меняются.
Семьи могут быть разделены на группы по разным параметрам. Давайте подчеркнем некоторые:
по составу: полная и неполная;
родственным связям: нуклеарная и расширенная (патриархальная);
наличию и количеству детей: бездетная, малодетная, многодетная;
управленцу в семье: семьи с матриархатом, патриархатом и равноправием;
количеству партнёров: моногамная и полигамная;
количеству родителей: полная и неполная (монородительская);
наличию брака: зарегистрированный брак и сожительство (гражданский брак);
количеству браков у партнёров: первый брак и повторный брак;
отношениям в семье: у партнёров до создания семьи детей не было, сводная и приёмная семьи;
семейному стажу: молодожёны, молодая семья, семьи среднего, старшего супружества и пожилые супружеские пары;
выбору партнёра: эндогамные и экзогамные;
наследованию: патрилинеальные и матрилинеальные;
культурному уровню: высокий, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный;
роду партнёров выделяют также однополые семьи.
Состав семьи. Полная семья состоит из двух родителей с ребёнком (хотя бы одним). Неполная – два родителя без детей или один родитель с ребёнком/детьми.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации [Текст] : [по сост. на 01.07.2020 № 11-ФКЗ] // Российская газета. - 1993.-№237.
2. Баскаева, О.В. Основные направления сиблинговых исследований О.В. Баскаева // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. – № 2. – С. 96–115.
3. Бирюкова, С.С. Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки / С.С. Бирюкова. – М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 153 с.
4. Булыгина, М.В. Сиблинговые отношения и их роль в жизни человека [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. – Том 10. – № 4. – С.147–156. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/ jmfp/2021/n4/Bulygina.shtml
5. Бурмистрова, Е.А. Современная семья : психология отношений / Е.А. Бурмистрова. - 4-е изд. – М. : ДАРЪ, 2020. - 543 с.
6. Валиева, А.Р. Государственная семейная Гриднева, С.В. Семейные отношения в современном обществе: проблемы и трансформации: коллективная монография / С.В. Гриднева. - Ульяновск : Зебра, 2019. - 110 с.
7. Гуревич, П. С. Психология личности / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 560 c.
8. Зверева, Н.В. Семья что надо. Книга о любви / Н.В. Зверева. - 2-е изд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 390 с.
9. Зверева, О.Л. Воспитание детей раннего и дошкольного возраста в семье / О.Л. Зверева. – М. : МПГУ, 2018. - 106 с.
10. Кэттелл, Раймонд Психология индивидуальности. Факторные теории личности / Раймонд Кэттелл, Ганс Айзенк, Гордон Оллпорт. - М.: Прайм-Еврознак, 2018. - 128 c.
11. Клемантович, И.П. Методика и технология социальной работы с семьей : учебное пособие / И.П. Клемантович. – М. : МПГУ, 2019. - 191 с.
12. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Коробкова, В.В. Развитие воспитательного потенциала семьи: учебное пособие / В.В. Коробкова. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. - 221 с.
14. Куликова, Т.А. Семейная педагогика / Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2019. - 270 с.
15. Немов, Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2020. - 752 c.
16. Проблемы взаимоотношения детей в семье, их влияние друг на друга – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://student. zoomru.ru/pedagog/problemy-vzaimootnosheniya-detej-v-seme/74161.606037. s5.html
17. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: АСТ, 2018. - 775 c.
18. Старовойтенко, Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический Проект, Трикста, 2019. - 256 c.
19. Сиблингами в психологии – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/siblingi
20. Ткаченко, В. Е. Организация социальной работы с многодетными семьями / В. Е. Ткаченко. // Молодой ученый. – 2020. – № 30 (320). – С. 246-249.
21. Устинова, Л.Г. Особенности выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие / Л. Г. Устинова. - Краснодар : Краснодарский ун-т МВД России, 2018. - 53 с.
22. Фирсов, М.В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Академия, 2017. - 192 c.
23. Чумаков, М.В. Эмоционально-волевая регуляция в контексте безопасности социального взаимодействия / М.В. Чумаков. - Курган : КГУ, 2018. - 149 с.
24. Шевцова, Е.А. Формирование сиблинговых взаимоотношений в системе внутрисемейных отношений. / Е.А. Шевцова. – 2022. – № 4. – С. 62–68
25. Шлемко, Н.В. Многодетная семья и особенности ее функционирования в современном обществе / Н. В. Шлемко, М. Р. Ахмеева. // Молодой ученый. – 2022. – № 16 (411). – С. 311-313.